“Имеешь ум – следуй за умом, нет его – следуй за пословицей”.
Не зря народ так говорит. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания.
Народ – воспитатель, народ – педагог. Века и тысячелетия решалась задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Что как ни пословицы и поговорки служат прекрасным средством воспитания и развития младших школьников?
Почему именно они? Да вот простой случай. Урок труда. Семёну очень хочется быстро закончить работу. Через несколько минут всё уже готово. Но почему-то коробочка не закрывается. Семён не просто расстроен, он рассержен на себя, что у него ничего не получилось. “Ну почему?” – спрашивает он. Учитель ещё ничего не успела ответить, не успела объяснить, что надо было быть внимательнее и выполнять работу строго по проекту, как кто-то из ребят уже быстро отреагировал: “Поспешишь, людей насмешишь. Семь раз отмерь, один раз отрежь”... Вот они простые строки. Они сказаны, и сразу всё без лишних объяснений становится понятно. Когда-то услышанная пословица отложилась в голове, запомнилась, запомнилась гораздо лучше всех поучительных объяснений. Почему? Да всё просто.
Во-первых, учащиеся младшего школьного возраста ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.
Во- вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.
Что такое пословица и поговорка? Откуда они появились?
Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи. Только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица «Изломанного лука двое боятся» еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу «В камень стрелять - стрелы терять» никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: «Пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: «легок на помине», «как снег на голову», «бить баклуши» - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется как поговорка «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Вообще, уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица «Пусто, словно Мамай прошел», которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, «Как Битый небитого везет», «По моему прошению, по щучьему велению» и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь «Даде, господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: «Бог дал, Бог взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (А.С. Грибоедов), «У разбитого корыта» (А.С. Пушкин), «Как белка в колесе» (И.А. Крылов) и многие другие.
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.
Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица «От яблони - яблочки, а от сосны - шишки» воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: «По одежке встречают, по уму провожают».
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании. Сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством как воспитания, так и обучения.
Проведя ряд исследований и сделав анализ, я пришла к выводу. Учащиеся хотят знать больше пословиц и поговорок и употреблять их в своей речи. Но в основном в обиходе ими употребляются пословицы и поговорки яркие по смыслу, образные, мелодичные исходя из художественной точки зрения.
Учителя начальных классов понимают значение изучения устного народного творчества в курсе начальной школы, знают приёмы работы с пословицами и поговорками и успешно применяют их на практике. Но всё-таки есть необходимость дополнительного изучения методики работы над пословицами и поговорками.
Работа над языковыми возможностями пословиц и поговорок.
В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет (“Речи как мёд, а дела как полынь”, “Спи камешком, а вставай пёрышком”, “Ласковое слово, что весенний день”…). Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: “В лесу лес не ровен, в миру – люди” (Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные: у каждого своя внешность, свой характер).
Антитеза – одно из наиболее характерных художественных средств. В пословицах проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т.е. пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку (Труд кормит, а что же лень? Ученье свет, а неученье что? Готовь летом сани, а что же зимой?...).
Реже, чем сравнение и антитеза используется в пословицах эпитет (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, “Длинная нитка – ленивая швея”…). Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность. Уместным будет следующее задание.
Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
За (какой?) головой, как за каменной горой.
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
(Какое?) слово, что весенний день.
Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
Огромной изобразительной силой облает метафора. Цель работы с пословицами, содержащими метафору: развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте метафоры; накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность; развитие у детей творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.
Очень часто в пословицах и поговорках встречается такое средство художественного изображения, основанного на преувеличении, как гипербола. При работе над данным средством необходимо показать детям роль преувеличения. Используя гиперболу народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств как трудолюбие, смелость, терпение…
Многие пословицы и поговорки донесли до нас слова и выражения, которые сейчас крайне редко, или совсем не употребляются в нашей речи – устаревшие слова. Я считаю, что с данными пословицами и поговорками так же необходимо знакомить, ведь это одна из страниц нашей истории. Можно давать задание определять значение устаревших слов по толковому словарю, что будет развивать умение работы со справочным материалом.
Для пословиц и поговорок характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Работа над ритмом пословиц и поговорок крайне необходима, т.к. она будет являться основой для выразительного чтения стихотворений, басен… Такая работа также способствует развитию чувства ритма. Работу над ритмом можно построить следующим образом:
• в каждом слове необходимо показать ударный и безударный слог (поставить ударение, а безударные гласные над словом выделить горизонтальной чёрточкой);
• построить схему ритма:
Красна птица пером, человек умом.
- / / - - / - - / - /;
• соединить пословицу с соответствующей схемой ритма.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с пословицей или поговоркой, вникнуть в её содержание, понять, что в ней главное, основное, о чём, как и с какой целью ведёт рассказ автор. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе в зависимости от её смысла и осознанного намерения читающего обратить на него внимание слушателя, например: прочитать пословицу, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова, как в соответствии с этим изменяется её смысл:
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Пословичные строчки, как правило, объединяются рифмой. Во многих случаях рифмуются слова, которые имеют главное смысловое значение: мать – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять).
Пословицы - формы поэтической речи, поэтому для усиления комического эффекта, построения каламбуров в них часто используются омонимы. На уроках можно предложить детям такое задание: доказать, что подчеркнутые слова относятся к разным частям речи, т.е. определить значение, грамматические признаки.
Солнце выше ели, а мы еще не ели.
Хотелось бы полежать, да надо поле жать.
Не под дождем: постоим да подождем.
Игла не шило, сапог не шила.
Приведу некоторые игры, упражнения, задания, которые помогут в работе с пословичным материалом. Задания можно изменять, дополнять. И, конечно же, это не предел. Главное – выдумка.
Игры, упражнение и задания с использованием пословичного материала.
1. Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.
2. Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о лени, о труде…).
3. Сравнение пословиц и поговорок разных народов мира одной тематической группы.
4. Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним.
а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц;
б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.
5. “Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.
6. “Вспомните пословицу!” Назвать 20 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих слов: дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, конь, яблоня, камень, собака, колодец, платье, дрова, телёнок, оса, топор, овца, сапоги, мешок, кувшин.
7. Назвать пословицы, связанные со всеми изображёнными предметами на какой-либо сюжетной картинке.
8. Игра “Кто больше?” за определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему, или с определённым словом.
9. “Дурную траву с поля вон!” Вспомнить, как называют в народе такого человека. Подал ручку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный (бахвал), болтун).
10. “Пословицы шутят”.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?..
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутится как булка в колесе.
На безрыбье и бак — рыба.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слова.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Два сапога — тара.
Ус хорошо, а два — лучше.
Голод — не щетка.
Один в золе не воин.
Трус своей лени боится.
Жди у горя погоды.
Толочь в ступе соду.
Полк в овечьей шкуре.
Трус кормит, а лень портит.
Лучшее — врач хорошего.
Нашла коза на камень.
Рожденный ползать метать не может.
Лось человека не красит.
(Разъяснить смысл предложенных пословиц)
11. Отгадать пословицу по двум словам.
Дело - безделье
Дело - потеха
Дружба – служба
(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)
12. “Добавьте букву!” К каждому слову прибавить одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага – шпагат, база – базар и т.д.) Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.
шпага блок рыба ария тир катер
база газ плата парк бак бор
дача свет сачок сон угол рис
заря шёл клад том дуло сук
кума пол пот банк тара
(Труд человека кормит, а лень портит.)
13. “Шутка наборщика” Попробуйте расшифровать эту пословицу.
- О - Ч - Л Д - Л - Г - Л - Й - М - Л –
(Кончил дело – гуляй смело.)
14. “Где пословица зарыта?” Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.
УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).
(У страха глаза велики.)
15. “Поймайте зайцев!” Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все клетки фигуры, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу.
З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О
Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь
(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
16. “Соберите пословицу!” В каждой пословице выберите по слову и составьте новую.
а) От иной похвалы хоть в землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
Где охота и труд, там и поля цветут.
(Землю солнце красит, а человека - труд.)
б) Все за одного, один за всех.
Не все то золото, что блестит.
Не боялся браться, так и не страшись делать.
Виноватый винится, а правый ничего не боится.
Из дуги оглобли не сделать.
(За все браться — ничего не сделать.)
17. Задания на уроках русского языка с использованием пословичного материала при изучении грамматических тем.
Правописание слов с предлогом и приставками
Сначала подумай, потом говори.
Труд и накормит и научит.
Язык до Киева доведёт.
За край родной иди бесстрашно в бой
Парные звонкие и глухие согласные
Зимою шубка не шутка.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Не будь тороплив, а будь памятлив.
В зимний холод всякий молод.
Снег на полях – хлеб в закромах.
В чужих руках всё дело легко…
В третьем классе или в четвертом, изучая существительное как лексико-грамматический разряд, показывая семантическое разнообразие этой части речи, можно провести такую работу на уроке.
- Для называния существующих предметов, которые нас окружают, служат имена существительные. Почти каждое второе слово нашей речи - имя существительное. В том, какая это важная часть речи, легко убедиться, почитав сборник пословиц. Оказывается, в языке много пословиц и поговорок, которые состоят только из существительных.
Беда - глупости сосед; Рукам - работа, душе - праздник; Труд - основа жизни и т.д.
- Определим, что обозначают имена существительные. Записываем пословицы и поговорки, объясняем их значение. (После комментированного письма или списывания дети с помощью учителя выясняют, что выражают существительные)
Пословицы Значение имени сущ-ого
Храбрость - сестра победы качества человека
Молчание - знак согласия действие
Досуг - благо, безделье - напасть состояние
Новатору - уваженье, лодырю - презренье отношение
С пропедевтической целью можно разобрать одну пословицу по членам предложения. На практике дети распознают сказуемое по одному формальному признаку - сказуемое выражается глаголом. Но сказуемое может быть выражено и существительным.
Разбор по членам предложения пословиц, которые состоят только из существительных, поможет разграничить в сознании ученика сказуемое и глагол. Та же работа может быть проведена и с глаголом.
Что нужно знать при работе с пословицами и поговорками?
При работе с пословичным материалом обратить внимание на следующие моменты:
• знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках;
• подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию учащихся;
• пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;
• количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально – их не может быть более 7-9. Именно такое количество предложений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут
• перечень пословиц и поговорок должен систематически пополняться. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы, записывают их в тетрадях по чтению, природоведению или запоминают наизусть;
• некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.
Значение использования пословиц и поговорок на уроках.
Итак, как показал опыт проведения уроков, на которых был использован пословичный материал, использование вышеназванных типов упражнений не только возможно, но и целесообразно, т.к. пословицы и поговорки:
• помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;
• нравственно-этически воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений;
• помогают, с помощью разнообразных языковых средств, понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость, и выразительность;
• обогащают и активизируют словарь учащихся;
• развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;
• развивают поэтический слух.
Значение пословиц и поговорок очень велико. А.С.Пушкин восторженно восклицал: “А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!” “Вот как хорошо сочиняют мужики, - сказал как-то Л.Н.Толстой, читая сборник русских пословиц. – Всё просто - слов мало, а чувства много”.
Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень. А чтобы проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н.Заболоцкий)
Прав Заболоцкий, не правда ли? Давайте творить! Народная педагогика была, есть и будет жить и развиваться дальше.
Литература.
1. Хлысталова А.Н. Литературное развитие мл.школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г.
2. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.
4. Морозова Л.А. Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова. - Выпуск 3,-1975г.
5. В.Ф. Сединкина, Н.Г. Матущак. Языковые возможности пословиц и поговорок./Начальная школа №12, 2002г.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Солнце выше ели, а мы еще не ели.
Хотелось бы полежать, да надо поле жать.
Не под дождем: постоим да подождем.
Игла не шило, сапог не шила.
шпага блок рыба ария тир катер
база газ плата парк бак бор
дача свет сачок сон угол рис
заря ход клад том дуло сук
кума пол пот банк тара
Шпагат белок рыбак мария тире кратер
базар глаз палата парик банк борт
удача совет скачок стон уголь ирис
заряд вход оклад атом дупло стук
кумач поле порт бланк отара
Труд человека кормит, а лень портит.
З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О
Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
От иной похвалы хоть в землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
Где охота и труд, там и поля цветут.
От иной похвалы хоть в землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
Где охота и труд, там и поля цветут.
|