Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи младших школьников

«Чем раньше будет усвоен язык,
                         тем легче и полнее будут усваиваться знания.            Н.И.Жинкин 

В обучении своих учеников я руководствуюсь принципами и идеями Л.С. Выготского,  К.Д. Ушинского, которые в своих работах раскрыли суть обучения и развития личности ребёнка. По их мнению, «развитие речи происходит в первую очередь на уроках русского языка и литературного чтения;… всё изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овладение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания», но обогащение словаря, постоянное построение предложений и текстов, усилия школьников выразить свою мысль наблюдаются на всех уроках, как языковых, так и по другим предметам. Направляющую функцию выполняют специальные речевые уроки: беседы, сочинения, изложения, сообщения, доклады учащихся. Язык – это школа становления и развития личности. Речь – школа социальной жизни, постоянно включающая ребёнка в систему отношений между людьми, в познание, в разнообразие жизни. Это видели и подчёркивали крупнейшие лингвисты: М.В. Ломоносов, Л.В. Щерба, А.М. Пешковский. В сущности, сам язык: его система, фонетика, словарь, грамматика – изучается школьниками через речь, тексты. Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для школ: это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Я считаю, что условиями для успешного формирования языковой личности, является: 
• высокое общее развитие как результат творческой атмосферы в школе, высокой культуры и нравственности в семье; 
• развитая сфера интересов ребёнка, его склонностей, увлечений;
• высокая личностная и общественная активность, вплоть до стремления к лидерству; 
• свободное владение всеми сторонами родного языка, не менее свободное владение механизмами речи, хорошие навыки общения. Цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы «развивать речь младших школьников через систему работы над связной речью». 
Принципы педагогической деятельности: 
• отношение к ребёнку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться добровольно и проявлять собственную активность; 
• на уроке являются приоритетными интересы ребёнка;
 • индивидуализация и дифференциация обучения; 
• психологический комфорт на уроке. 
Система работы учителя: 
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, развивающих речь младших школьников;
 • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
 • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно/неправильно), но и по процессу его достижения; 
• создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;
 • использование проблемных заданий различной трудности и сложности.
Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. 
Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:
 - обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио); 
- обеспечить создание речевых ситуаций; 
- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов; 
- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения; 
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. 
Работа над словарем 
Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение. Особенность словарной работы состоит в том, что она производится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением. При подготовке к уроку я выявляю те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использую самые разнообразные приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Так, во 2 классе при изучении русской народной сказки “Лиса и тетерев” показываю изображения животных. - “Кто пришел к нам в гости?” (Лиса и тетерев) - “Расскажите, какая лиса в сказках?” (Хитрая, умная, обманщица и т.д.) -“Кто такой тетерев?” (Большая лесная птица). Объясняются значения слов: аршин, четверть. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов во время прогулок. Некоторые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например, слово “кабы” понятно из предложения: Если бы по-старому, тебе бы уходить надо. Многие слова объясняю через анализ их морфологической структуры и словообразования. Например, от слова “звезда” образовали слово “звездочка”. Или “односельчане” (“Они живут в одном селе”, - объясняют дети). 


Работа над словосочетанием и предложением 
В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании. Работу над словосочетанием провожу следующую:
 во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; 
во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.
В работе над словосочетанием учитываю: 
а) его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога; 
б) семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение. Иными словами, управления могут быть аналитические (на выделение словосочетания из предложения) и синтетические (на включение словосочетания в предложение). Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания. 

Упражнения со словосочетаниями: 
1. Постановка вопросов к подчиненным словам от главных. 
2. Схематическое изображение связей между словами в предложении:
3. Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний.
4. Составление словосочетаний с новыми словами.
5. Объяснение фразеологизмов, образных выражений (устойчивые словосочетания ). 
6. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи: - существительное + прилагательное; - существительное + глагол; - местоимение + глагол (можно наоборот). 
Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов. Упражнения с предложениями делю на три группы:
 упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. 
При работе над предложением использую следующие приемы:
-составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); 
-составление предложений заданного типа по схемам-моделям; распространение предложений, перестройка их структуры;
 -выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах; 
-свободное составление предложений, фраз;
 -интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; 
-редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
 И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.
 Работа над связной речью.
 Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:
 - развернутые ответы на вопросы; 
- анализ прочитанного;
 - устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям; 
- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру; 
- рассказывание художественных текстов, заученных на память; 
- импровизация сказок; 
- диалоги; 
- различные виды драматизации, словесное рисование;
 - письменное изложение образцовых текстов; 
- письменные сочинения разнообразных типов;
- составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;
 - деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д. 
Упражнения в связной речи также делю на три типа (на основе образца, конструктивные, творческие). К числу упражнений по образцу отношу изложения, устный пересказ, чтение наизусть. По конструктивным заданиям даю упражнения, связанные с перестройкой текста. Все остальные виды работ – творческие. Считаю, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:
 - во-первых, умение осмыслить тему; 
- во-вторых, умение собирать материал по данной теме; 
- в-третьих, умение составить план;
 - в-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов); 
- в-пятых, составить весь текст;
 - в-шестых, совершенствовать написание. 
Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения. Постепенное расширение и обогащение умений в области связной речи мне помогает составление плана на учебный год, где предусматриваю различные виды упражнений и различные темы. Систематичность невозможна без перспективности. Заранее выявляю, какие могут быть трудности у школьников в следующем году. Это помогает организовать подготовку по предупреждению и преодолению трудностей, таких как психологический барьер, возникающий у некоторых учащихся по отношению к самостоятельному письму. Планирование видов ученических работ, их соотношение, последовательность, определение обучающих задач каждого упражнения создают систему развития связной речи. Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, организую работу над простейшими типами текста. Редкий урок проходит без пересказа. При этом поясняю учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец, но следует использовать лексику, обороты речи и синтаксические конструкции, взятые из образца.
 Веду работу над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдаю последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана). Изложение – это письменные пересказы образцовых текстов. Для письменного изложения беру тексты размерами меньше и структурно проще, чем для устного пересказа, выбираю тексты, ценные в воспитательном и образовательном отношении, расширяющие познавательны опыт учащихся, формирующие их мировоззрение; доступные и интересные детям, не перегруженные новыми словами; несложные по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. Памятки составляю на протяжении многих уроков по мере отработки отдельных умений. Так при обучении сочинению составлена следующая памятка: 
1. Определи, о чем будешь писать (тема). 
2. Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому. 3. Наметь части сочинения, составь план. 
4. Определи, о чем рассказать подробнее. 
5. Напиши сочинение. 
6. Проверь работу. 
При подготовке к изложению ребята используют памятку: 
1. Прочитай текст. Определи тему и основную мысль. 
2. Найди в тексте опорные слова. 
3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них. 
4. Найдите слова, которые нужно проверять. 
5. Подумай, как объяснить их написание. 
6. Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний. 
7. Не забудь проверить свою работу. Фрагмент работы над изложением во 2 классе (1 полугодие). Предлагается текст: “Школьники устроили уголок живой природы. Там живут кролики и белка. Ребята ухаживают за животными. Кроликам дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.” (24 слова). Характеристика текста: текст не имеет сюжета; повествование информационного характера, изложение фактов. Все предложения простые. Три из них осложнены второстепенными членами; два предложения неполные. Устойчивое сочетание: “уголок живой природы”. Слова для активизации: “кролики, ухаживают”. Необходима работа по предупреждению повторения одинаковых слов. Например, во втором предложении употреблены слова “кролики” и “белка”, а в третьем – слово “животные”. Ход подготовительной работы: 
1. Чтение текста учащимися. 
2. Беседа по содержанию: о ком здесь рассказано? Что сказано про кроликов и белку? Что про школьников? (Можно использовать иллюстрацию по развитию речи). Вопросы к беседе составляются так, чтобы ответы на них исключали повторение предложения из образца.
 3. Словарная работа: кролики, белка, животные, ухаживают.
 4. Орфографическая подготовка. 
5. Устный пересказ по плану или по вопросам учителя. Вопросы соответствуют каждому предложению: что устроили школьники? Кто там живет? Кто ухаживает за ними? Что делают кролики? Что приносят белке? (вопросы записываются на доске). 
6. Пересказ всего текста. 
7. Продолжение орфографической подготовки: трудные слова и словосочетания записываются на доске. 
8. Самостоятельная работа, во время которой учитель оказывает индивидуальную помощь. 
9. Самопроверка или взаимопроверка. Во время данной работы использую деятельность учащихся в группах (чтение текста, составление вопросов к тексту, орфографическая подготовка, пересказ текста). В паре учащиеся осуществляют взаимопроверку. В виде домашнего задания использую индивидуальную работу по развитию речи учащихся. Например, составление устного рассказа из 4-5 предложений о своих домашних животных или задание “Дополни предложения о своем домашнем животном”: У меня дома живет ……. Его зовут ……. Я даю ему …… Он любит …… Сочинения учащихся. (2 класс) Максименко Ксюша. У меня есть собака. Ее зовут Белка. Она очень хорошая. Белка любит играть, прыгать и лаять. Киреев Серёжа У нас в семье есть кот Лео и пёс Шарик. Они очень дружат между собой. За ними интересно наблюдать. Шарик кладет голову на лапку Лео и спит. Кот облизывает шерсть пса. Я люблю своих животных. 
Сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Сочинение придаёт смысл всем урокам родного языка: ведь в нём реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника. В практике своей работы я использую различные виды сочинений: сочинения-миниатюры, сочинения-описания картин, сочинение сказок, сочинение на литературные темы, сочинение по серии сюжетных рисунков. Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Это требует определённой организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. Для этого необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей. Коммуникативный подход к работе по развитию речи предполагает введение учащихся в речевую ситуацию и умение ориентироваться в ней, то есть ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения. Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, формирует у детей сложное учебное умение, объём которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения. Все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства. Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения: 
• отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью; 
• понимать тему текста и определять её границы;
 • понимать основную мысль текста и выражать её в собственном речевом высказывании; 
• понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с его темой или основной мыслью речевого высказывания;
 • выделять в данной теме микротемы; 
• выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста; 
• догадываться по контексту о значении незнакомых слов; 
• формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним.
 Вторая группа – это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например такие, как: 
• делить текст на логически законченные части; 
• составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать её одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания; 
• составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте; 
• определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте; 
• перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами. Третья группа – умения, связанные с языковыми средствами. Здесь выделяю следующие умения: 
• пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; 
• отбирать языковые средства в соответствии с определённым типом текста;
• отбирать языковые средства в соответствии с определённым стилем речи. 
Четвёртая группа включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами, например: 
• совершенствовать собственный текст;
 • прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления; 
• прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью; 
• организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом;
 • организовать парную и групповую работу по решению речевых задач. К специальным коммуникативно-речевым умениям, связанным с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств картины, можно, по нашему мнению, отнести следующие: 
• использовать искусствоведческие термины в беседе и сочинении по картине; 
• анализировать и выражать подтекст картины, её эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений; 
• определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине; • понимать замысел художника и строить своё речевое высказывание на его основе; 
• устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях. 
В своей работе над сочинением по картине использую систему упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание. Упражнения как виды речевой деятельности ставят учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений в разных связях и условиях. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требуют от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность школьников. По характеру учебных действий учащихся упражнения, используемые мною при работе с картинами, могут быть разделены на следующие виды:
 • рассматривание картины с заданиями обнаружить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией произведения изобразительного искусства;
 • сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений; 
• беседа по картине и её анализ;
 • работа по обогащению словарного запаса учащихся; 
• восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста-образца, связанного с содержанием картины, историей её создания, жизнью и творчеством художника; 
• создание сочинений, связанных с восприятием картины, на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, середине и концу; 
• написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания; 
• написание творческих, свободных и выборочных диктантов на основе содержания картин; 
• написание изложений, связанных с восприятием произведения изобразительного искусства.
 В методике обучения сочинению по сюжетным и пейзажным картинам выделяю несколько основных этапов. 
I этап. Подготовка учителя к сочинению по картине. 
• Определение основных задач урока, выделение тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения. 
• Выбор картины в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия детей. 
• Анализ картины, определение её предметного содержания, подтекста, основного замысла (идеи), средств художественной выразительности.
 • Изучение биографии и творчества художника, истории создания картины и её дальнейшей судьбы. 
• Составление плана урока, формулировка вопросов для беседы с учащимися, выявление последовательности анализа картины, выделение возможных микротем, определение языковых средств, адекватных изобразительным.
 II этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.
 • Рассматривание детьми репродукции картины. 
• Использование «корреспондентского блокнота» для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации. 
• Подготовительные упражнения на уроках русского языка. 
• Использование ИКТ (СD диски, презентации). 
III этап. Урок обучающего сочинения по картине 
• Введение учащихся в определённую речевую ситуацию, определение темы и задач урока. 
• Подготовка учащихся к восприятию картины. 
• Молчаливое (первичное) рассматривание картины.
 • Экскурсии с помощью мультимедийных программ. 
• Беседа по картине. Коллективный её анализ под руководством учителя.
 • Выявление основных микротем. 
• Коллективное или самостоятельное (в зависимости от подготовленности класса) составление плана сочинения.
 • Коллективное составление рассказа или устного описания. • Определение совместно с учащимися возможного типа текста (описания, повествования, рассуждения) и стиля будущего сочинения. Работа над языковыми средствами. 
• Орфографическая подготовка. 
• Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистовом варианте. 
• Самопроверка учащимися полученного результата. Первичное редактирование речевого высказывания. 
IV этап. Проверка сочинения учащимися, их анализ учителем. 
• Анализ и исправление ошибок, допущенных учащимися в речевом высказывании. 
• Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений. 
• Самостоятельное редактирование учащимися текста. 
Все эти методы и приемы способствую развитию логической  четкой, доказательной, образной  устной  и письменной  речь ученика. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sonita (03.11.2014)
Просмотров: 2205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar